Интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева Дмитрию Киселеву «взорвало» ситуацию в Армении. Никол Пашинян приказал организовать интервью для себя. Правда, сил и влияния хватило только на «Арменпресс». Это уже заставляет вспомнить попытки Никола Пашиняна Армении «зеркалить», к примеру, Глобальный медиа-форум в Шуше и общение Ильхама Алиева с журналистами и экспертами, спешно организуя для своего «шашлычного премьера» что-то похожее, но куда более скромное.
Куда примечательнее, впрочем, другое. В этом интервью Никол Воваевич всеми силами рядился едва ли не в тогу миротворца. И сделал целый ряд вроде бы конструктивных предложений. Так, он поддержал идею, а точнее, требование Азербайджана о роспуске Минской группы ОБСЕ. Нравится ему и взаимный отказ от судебных исков. И даже по возобновлению железнодорожного сообщения с Азербайджаном у Никола Воваевича есть некие «предложения», которые Армении отправила официальному Баку. Наконец, согласен Пашинян и убрать с границы евронаблюдателей: вот пусть комиссии по делимитации и демаркации закончат работу, и наблюдателей мы уберем.
Туш, фанфары, аплодисменты, чепчики в воздух?
Для начала, вынуждены напомнить: Пашинян – не тот политик, которому можно верить на слово. Достаточно вспомнить, как вся персонаж в Праге подписывал документы, где вроде бы признавал территориальную целостность Азербайджана, а потом поздравлял оккупационную хунту в Ханкенди с «днем независимости Арцаха». Более того, не стоит Пашиняну и рядиться в тогу миротворца. Это, напомним, тот самый Никол Воваевич Пашинян, который в Ханкенди вопил «Карабах – это Армения, и точка!», приглашал в свою команду «ястребов» вроде Давида Тонояна и Вагаршака Арутюняна, устраивал пьяные танцы на Джыдыр-дюзю в Шуше… Именно его министр обороны Давид Тоноян обещал «новую войну за новые территории». И как именно Армения вела эту войну, с ударами тяжелыми ракетами по жилым кварталам азербайджанских городов, тоже надо помнить. Особенно когда премьер-министр Армении «идет в сознанку» и признается, что его страна приобретает артиллерию и ракеты. Мы слишком хорошо помним, как армянская артиллерия и ракеты «работали» во время войны по гражданским целям. Понятно, что после удара «Железного кулака», после антитеррористических рейдов в сентябре 2023 г. Пашинян вынужден менять риторику, но это еще не повод верить в искренность его «миротворчества». Конструктивную позицию Пашинян занимает только после впечатляющего удара. И это просто надо помнить.
Далее, показное «миролюбие» и «конструктивность» Пашиняна могут произвести впечатление разве что на тех, кто не очень в курсе ситуации в регионе. Официальный Ереван готов поддержать идею роспуска Минской группы ОБСЕ? Прекрасно. Но почему в этом случае Армения не высказывает это требование открыто и не поддержала инициативу Азербайджана хотя бы на недавней встрече министров иностранных дел стран ОБСЕ? Почему армянские послы и МИД этой страны выступают не просто с антиазербайджанскими заявлениями, а с грязной клеветой на нашу страну? Это делается вопреки воле Пашиняна? Или, как это уже бывало не раз, «шашлычная команда» нынешнего премьера ведет двойную игру? Армения – за взаимный отказ от исков? Тогда почему Ереван не отзывает свои иски? Там рассчитывают, что Азербайджан свои иски отзовет, платить 140 миллиардов долларов ущерба не придется, но Армения свои иски по поводу «этнических чисток», которых не было, будет по-прежнему продвигать? Предположение не такое уж невероятное.
Достаточно вспомнить, как Армения подписала «Цюрихские протоколы», обязалась признать границы и создать совместную с Турцией комиссию историков, а потом ее конституционный суд постановил, что, подписав эти протоколы, Армения по-прежнему будет продвигать претензии на шесть вилайетов Восточной Анатолии и добиваться признания «геноцида армян». Пашинян отправил Азербайджану некие «предложения» по возобновлению железнодорожного сообщения? Армении надо не отправлять «предложения», а выполнить то, под чем Армения подписалась в ночь на 10 ноября 2020 г. – возобновление сообщения по Зангезурскому коридору, под охраной погранвойск ФСБ России. Которые и так размещены на границе Армении и Ирана. И если вместо выполнения подписанных соглашений Армения занимается эпистолярной активностью – это что угодно, но не конструктивизм и не миролюбие.
И самое главное. Пашинян никоим образом не демонстрирует готовности менять конституцию Армении. Ту самую конституцию, где, как постоянно напоминают в Баку, прописаны открытые претензии на Карабах. Всякий раз Никол Воваевич пускается в пространные рассуждения: конституцию Армении в Азербайджане неправильно читают, неправильно понимают, и вообще мы не это имели в виду. Здесь бы спросить, как должны были читать и интерпретировать конституцию Армении в Азербайджане на фоне оккупации своих территорий? В ситуации, когда служить в Карабах отправляли призывников из Армении? Когда бюджет оккупационной хунты в Ханкенди формировался за счет армянского госбюджета? И чего добивается Ереван – там хотят мира или намерены подписать с Азербайджаном какую-то бумажку, но сохранить при этом себе лазейку для запуска территориальных притязаний по новому кругу? И именно в расчете на это Армения приобретает сегодня именно наступательное оружие?
И самое главное, все это очень напоминает поведение Армении во время 44-дневной войны. Президент Азербайджана тогда неоднократно заявлял: мы готовы остановить боевые действия, если Армения предоставит нам четкий график вывода войск с захваченных азербайджанских территорий. А Никол Пашинян выстреливал заявления, будто бы его страна готова к компромиссам, уступкам, всей душой за мир – но никакого графика Армения Азербайджану не представляла. График появился уже после освобождения города Шуша в ночь на 10 ноября. И боевые действия были остановлены. Сегодня премьер-министр Армении пытается проделать тот же «финт ушами» уже с конституцией. И результат будет тот же самый: менять конституцию все равно придется, только все будет сделано на куда более тяжелых для Армении условиях.
Впрочем, умение просчитать последствия собственных действий никогда не было сильной стороной армянских властей.